Финансирование и бизнес-план проекта.

Опубликовано
Комментарии Нет

malyi_biznes Рассмотрим создание собственного бизнеса на примере организации предприятия общественного питания. Наш пример имеет упрощенный и абстрактный характер. Главная задача, пройти через последовательность действий и расчетов, которые необходимо исполнить для организации предприятия. При этом нужно учитывать, что мы рассматриваем только общую схему организационных и иных мероприятий при создании предприятия. Безусловно, конкретная реализация вашего проекта может отличаться от абстрактной схемы, но структура основных действий (алгоритм) при этом, как правило, будут близки к изложенному сценарию.
      Итак , мы решили открыть бизнес – организовать кафе (столовую) в вашем населенном пункте, назовем его Северный . Будем действовать по схеме , изложенной в части первой статьи “Малый бизнес, с чего начать ?”  Почему кафе? Вокруг Северного последнее время высокими темпами идет строительство домов индивидуального жилого сектора, коттеджей.  В поселке постоянно работают бригады строителей.
      По вашим наблюдениям, часть строителей снимает квартиры в Северном, живет бригадами, готовят пищу из полуфабрикатов, купленных в магазине.
Потребность в организации питания строителей для вас очевидна. В летнее время в Северный приезжают отдыхать горожане из соседнего города. Для этой категории людей в кафе можно устраивать различные мероприятия.  Вы рассматриваете вариант собственного малого бизнеса в организации точки общественного питания.
       Решаем первую задачу – найти помещение для кафе или строить заново. Строить кафе заново рискованно, да и вложений требует серьезных. В Северном есть частично простаивающее здание , которое принадлежит местному муниципалитету и сдается в аренду. Сегодня в нем располагается парикмахерская и магазин, в наличии пустующих площадей 60 кв.м. Идем в мэрию, договариваемся об аренде площадей. Сразу узнаем стоимость аренды, наличие воды, канализации, электроэнергии, у нас появляются первые статьи затрат и их суммы. Вы и не заметили, как начали осуществлять  действия, которые по сути относятся к категории маркетинговых исследований рынка.  Да, это максимально упрощенные исследования, но нам более глубоких для организации малого бизнеса на начальном этапе и не нужно.
       Вторая задача: что будем продавать и в каких объемах. Устанавливаем на основании своих наблюдений, расспросов знакомых и строителей потребность в организации бизнес-ланчей для строителей в количестве 60 человек в день. При этом нужно учитывать   неравномерность посещений вашего кафе в зависимости от времени года. Далее необходимо определить затраты на производство бизнес-ланчей. Здесь нужна калькуляция обедов, для решения этого вопроса возможно возникнет необходимость консультации специалистов. Хотя все может быть проще, ведь вы уже наметили трех знакомых поваров, которые проживают в Северном, ездят на работу в город и  смогут  работать у вас. Они вам достаточно точно подскажут и меню и калькуляцию. Теперь вы знаете сколько денег вам нужно для закупки продуктов для приготовления 60 обедов в день, вы обладаете второй статьей расходов.
       Для организации производства необходимо соответствующее оборудование: электроплиты мощностью 10 кВт - 2 шт, холодильники – 3 шт., мебель на 60 посадочных мест , посуда, вешалки и  многое другое необходимое для функционирования вашего предприятия (все цифры конечно условные). У вас появляется внушительный список оборудования, мебели и инвентаря. Напротив каждой позиции проставили количество и цену. Просуммировали – получили величину инвестиций в  постоянные активы и инвентарь.
       Теперь рассчитаем оборотные активы , это денежные средства, которые необходимы для организации непрерывного производственного процесса . Перечислим основные статьи этих расходов из расчета в месяц:
- арендная плата;
- расходы на электроэнергию;
- заработная плата работающих;
- налоги на заработную плату;
- транспортные расходы;
- расходы на воду холодную и горячую;
- затраты на отопление помещения;
- охрана помещения.
       Вы уже устали от перечислений , что и сколько нужно? Но чем точнее и полнее  мы себе представим стоимость затрат и  величину рассчитанной прибыли, тем меньше риск неудачи вашего проекта. При этом на стадии расчетов заложим ~ 10-20% на непредвиденные расходы, ведь мы еще не знаем точно всех затрат.
       У наc скопилось достаточно много информации , цифр, характеризующих показатели проекта. Как учитывать все эти затраты , расходы, доходы,  как определить стоит-ли начинать такой проект и как сделать его окупаемым, рентабельным. То есть по сути нам необходим бизнес-план проекта.
       Конечно, можно заказать  разработку  бизнес-плана проекта у специалистов, можно попросить разработать знакомого студента. Но зачастую этот этап получается достаточно затратным, а мы пока не уверены стоит-ли вообще затевать такой бизнес. Это примерно также как и с маркетинговыми исследованиями, названия которых вас сразу насторожило, а  фактически, вы с ними справились самостоятельно с достаточной для практических целей эффективностью.
       Для расчета параметров бизнес-плана проекта можно воспользоваться специальными компьютерными программами, но они обычно платные, требуют времени на освоение. Поэтому мы и здесь  пойдем своим путем и попросим помощи у старого доброго Excel, благо что элементарные математические  действия в с применением этого продукта уже выполняют многочисленные бабушки и дедушки для проверки правильности пересчета пенсий.
Бизнес-план проекта Предположим , что в расчетах продолжительность нашего  проекта будет составлять один год. В течении этого периода нам необходимо рассчитаться с кредитом или погасить собственные затраты  и вывести  бизнес  на стабильную работу. Возможно вам будет необходимо увеличить или уменьшить этот срок планирования , все зависит от параметров вашего проекта. Итак,  имеем таблицу : 12 столбцов и четыре итоговых  строки , сущность которых понятна из названий.
       Пример реализации бизнес-плана можно скачать по cсылке biznes_plan.xls. Сохраним скачанный файл как “Ваш_проект.xls” (имя придумайте сами). Для проведения расчетов замените , имеющиеся там данные, своими значениями показателей и названий.
       При необходимости можно добавить строки, соответствующие вашим данным.  В файле приведены два варианта реализации проекта: за счет собственных средств и с привлечением кредита. В итоге у вас получатся таблицы данных финансового плана проекта, аналогичные приведенным на рисунках.

       Анализируем таблицу бизнес-плана. Смотрим на первый месяц – доходов еще нет, а расходы уже большие , здесь и закупка оборудования и инвентаря и арендные платежи и начисление заработной платы  (и налогов). Да, мы еще не начали  работать , а налоги уже нужно учитывать. Впрочем пока только учитывать в расчетах, ведь мы еще не приняли окончательное решение об организации бизнеса.
       А дальше все просто,  анализируем величину прибыли :  как только она получает положительное значение, ваш проект начинает работать прибыльно. Последняя строка “ИТОГ” означает накопленную прибыль в отдельные периоды реализации проекта . Суть этого параметра заключается в мониторинге соотношения вложенных средств и текущих доходов с расходами в течении всего периода инвестиционного проекта. Кривая “ИТОГ” характеризует финансовую состоятельность проекта . И здесь главный момент в поведении кривой заключается в изменении ее величины с отрицательной на положительную . Если это пересечение в течении реализации проекта осуществляется, то вложенные средства окупаются. Если нет – соответственно не окупается. Месяц в котором накопленная прибыль становится положительной можно определить как  срок окупаемости ваших вложений. Как видно из представленных  выше таблицы и графика срок окупаемости составил 10 месяцев.
       А теперь другой вариант:  когда нет заначки и деньги нужно занимать у знакомых или брать кредит в банке. В этом случае нужно дополнительно учесть  уплату процентов по кредиту  и погашение основного кредита в соответствии с условиями кредитного договора. Из второй таблицы и , соответствующего ее данным графиков мы также будем анализировать финансовую состоятельность нашего проекта.
       После всех этих расчетов мы можем аргументированно и обосновано принять решении об организации собственного дела . Мы привели  расчеты организации точки общественного питания,  но точно такие же расчеты можно применить к организации стоматологического кабинета, парикмахерской или сапожной мастерской и другого любого предприятия малого бизнеса. Важно,  что вы теперь более четко представляете как уменьшить риск неудачного начала бизнеса.
       Таблица-файл, содержит расчетные формулы, которые описывают взаимосвязь данных,  которые вы ввели . Изменяя входные данные ,  вы можете смоделировать возможные неблагоприятные ситуации, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта. Например: с 6-го месяца увеличились цены на  закупаемые продукты или упали объемы продаж, подставьте  новые данные и сразу увидите, как изменятся финансовые показатели проекта, что происходит с прибылью проекта. Это значит, что  вы можете прогнозировать неблагоприятные ситуации , а знать значит можете заранее принять меры для исправления ситуации. Не сложно не так-ли? А если вам нужен полноценный бизнес-план для получения кредита под инвестиционный проект в банке вы можете написать в техподдержку “Техподдержка, сопровождение программ.”, мы оказываем такие услуги.
       Да, важно еще правильно назвать заведение, как назовете так и “поплывет”. Как вам, например “Северный причал”? Как видите начинать или не начинать дело лучше не на авось, а просчитав возможные последствия. И не так все сложно, как может показаться на первый взгляд. Надеюсь , что описанная методика поможет вам при организации малого бизнеса. Удачи вам в ваших начинаниях. А мы в следующих статьях рассмотрим тему квалифицированного управления финансами и ресурсами малого предприятия.

Автор
Категории

Комментарии

Нет комментариев к данной статье.

Поля обозначенные как * требуются обязательно. Перед постингом всегда делайте просмотр своего комментария.





← Старые Новые →

^Наверх